Беспилотный локомотив нуждается в современной системе самодиагностики
Как применяют и создают инструменты предиктивной аналитики
15:49, 12 сентября 2023
Инструменты предиктивной аналитики сегодня незаменимы для анализа состояния современных локомотивов. Как их применяют и создают, рассказывает управляющий директор по развитию интеллектуальных систем управления АО «Трансмашхолдинг», генеральный директор ООО «ТМХ Интеллектуальные Системы» Андрей Романчиков.
Беспилотный, высокоавтоматизированный локомотив не может не располагать развитой системой самодиагностики. Не отслеживая состояние машины в реальном времени, достигнуть прогресса в этом направлении вряд ли будет возможно. Разработанная система позволяет непрерывно диагностировать техническое состояние узлов и оборудования электровоза.
Совместно с сервисным локомотивным депо Кандалакша провели испытания по ее верификации с внесением реальных неисправностей в конструкцию узлов локомотива. Мы специально «портим» локомотив, выпускаем его на линию, чтобы подтвердить возможность выявления системой предиктивной диагностики внесенных дефектов. При этом обеспечиваются все необходимые условия безопасности в процессе данных испытаний. Как результат, система выявила внесенные дефекты, результаты ее работы совпали с показаниями стационарной диагностики, проведенной на территории депо.
Данные эксперименты уникальны и были бы невозможны без содействия со стороны ОАО «РЖД». Проведение подобных испытаний и принятие ответственности за возможные последствия, отражают как готовность ОАО «РЖД» к принятию и развитию инновационных технологий, так и заинтересованность в данном решении.
«Благодаря использованию бортовой системы предиктивной диагностики решается ряд задач, в том числе с планированием ремонта, в идеале по фактическому состоянию локомотива»
Благодаря использованию бортовой системы предиктивной диагностики решается ряд задач, в том числе с планированием ремонта, в идеале по фактическому состоянию локомотива. Что крайне важно, здесь очевиден четкий экономический эффект, оправдывающий финансовые вложения в подобные разработки. Повышать эффективность своей работы за счет системы предиктивной диагностики могут не только сервисные компании (как «ЛокоТех», так и «СТМ-Сервис»), это значимо и для РЖД, поскольку понимание перспективного состояния инфраструктуры и локомотивного парка позволяет выстроить оптимальную модель перевозок.
Можно сказать, оно родилось в отсутствие ограничениях каналов передачи данных между подвижным составом и инфраструктурой. Мы были вынуждены сделать бортовой комплекс, то есть на каждый локомотив ставим вычислитель, датчики, которые позволяют обеспечивать телеметрию данных, выполнять предиктивный анализ.
Система передачи информации по каналам радиосвязи имеет ключевой характер. Чем больше мы знаем на борту, тем более оптимальным образом можем управлять локомотивом, тем меньше в этом задействована локомотивная бригада. Если человек задействован меньше, соответственно, выше уровень автоматизации.
«Чем больше мы знаем на борту, тем более оптимальным образом можем управлять локомотивом, тем меньше в этом задействована локомотивная бригада»
Подавляющая часть средств – это инвестиции компании «Трансмашхолдинг», собственная инвестиционная программа. Мы видим в деле развития автоматизированного транспорта будущее, формируем центры компетенций. Да, это недешево, потому что связано с разработкой программного обеспечения, необходимостью проводить испытания. Мы стоим за высоко конкурентный продукт: понимаем, что, если не будем в данное направление инвестировать, завтра это сделает кто-то другой. Как сказано в одной известной книге, чтобы стоять на месте, нужно бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее.