АСУТ НБД-2 оптимизирует расшифровку движения поездов
Система учета нарушений безопасности движения поездов автоматизирует функции во всех ключевых процессах
23:25, 14 августа 2023
Работа по расшифровке параметров движения поездов в ОАО «РЖД» до недавнего времени носила преимущественно ручной характер. Предпосылками для создания проекта автоматической расшифровки явились многочисленные факторы, например, такие как децентрализация расшифровки (дешифрация и хранение результатов расшифровки на локальных рабочих местах в депо без возможности просмотра файлов поездок на любом уровне), отсутствие единого подхода к расшифровке кассет бортовых приборов безопасности (разночтения в интерпретации выявления нарушений), учета поездок локомотивных бригад в привязке к электронным маршрутам машиниста, контроля своевременной сдачи электронных носителей информации и их последующей расшифровки.
Фактически техник-расшифровщик с помощью специализированного программного обеспечения, которое функционировало локально, буквально на глаз осуществлял просмотр записи файла поездки в ручном режиме и выявлял нарушения безопасности движения поездов, опираясь только на свои знания, опыт и на свое понимание допущенных машинистами ситуаций. При этом были возможны ошибки, обусловленные человеческим фактором, как случайные, так и преднамеренные, а также от момента сдачи носителя на расшифровку до ее окончания могло пройти значительное время (до нескольких суток), в то время как на носителе могла быть зарегистрирована информация, требующая срочного реагирования.
Кроме того, ручная технология фиксации выявленных нарушений по результатам расшифровки не исключает давления на техников-расшифровщиков со стороны локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и руководителей линейных предприятий.
До внедрения АСУТ НБД-2 использовалась система автоматизированной расшифровки КПД-3 (САР КПД), которая требовала выполнения множества ручных действий. Не было привязки файла поездки к электронному маршруту, требовалась ручная привязка поездки к номограмме, заполнение параметров поездки, сверка поездки с данными из сопроводительных документов, ручная расшифровка с дальнейшей регистрацией поездки и результатов расшифровки в системе АСУТ НБД.
Процесс автоматической расшифровки одной поездки с регистрацией выявленных нарушений в системе АСУТ НБД в настоящее время занимает не более 5 минут.
Основное отличие АСУТ НБД-2 от трудоемких локальных систем расшифровки – в максимальном исключении ручных функций во всех ключевых процессах, начиная от ввода нормативно-справочной информации, привязки файла поездки к номограмме, расшифровки, передачи выявленных нарушений на расследование, в том числе с автоматическим отнесением нарушений по зоне ответственности, до включения работников локомотивных бригад в группы риска с адресным проведением профилактических мероприятий с контролем их выполнения, анализом повторяемости допущения нарушений, повторного включения в одну и ту же группу риска и предиктивной диагностикой вероятности допущения работниками локомотивных бригад грубых нарушений.
Архитектура проекта
Проект АСУТ НБД-2 использует информационную инфраструктуру проекта «Электронный маршрут машиниста», так как процесс автоматической расшифровки строится на данных электронного маршрута машиниста и данных считанного к нему электронного носителя информации.
Для внедрения технологии каждый пункт явки, включая удаленные, обеспечен электронными терминалами (ЭТСО), оборудованными считывателями электронных носителей информации разного типа в зависимости от оснащения парка локомотивными устройствами безопасности (на сеть поставлен 3351 ЭТСО). Все машинисты обеспечены многофункциональными электронными картами.
Реализована возможность регистрации производственных операций, электронного маршрута машиниста ф. ТУ-3ВЦУ и электронной ведомости ф. ТХУ-3 в мобильном приложении «Личный кабинет машиниста».
Структура проекта
В настоящее время структура системы АСУТ НБД-2, связанная с автоматической расшифровкой, включает в себя следующие модули:
◆ подсистемы чтения файлов КПД, КЛУБ-У/БЛОК, САУТ, РПДА, БОРТ с привязкой файлов поездок к электронному маршруту;
◆ подсистемы автоматической расшифровки КПД, КЛУБ-У/БЛОК, КИО САУТ, РПДА;
◆ подсистему расследования нарушений;
◆ подсистему «Сопроводительные документы»;
◆ подсистему отчетности;
◆ подсистему «Работа с персоналом» (формирование групп риска и предиктива).
Принцип работы системы
На основании первичной информации, зарегистрированной локомотивными устройствами безопасности, и данных электронного маршрута машиниста выполняется автоматическая привязка поездки к номограмме, и по утвержденным алгоритмам в подсистеме автоматической расшифровки КПД АСУТ НБД-2 производится автоматический анализ действий локомотивных бригад и работы локомотивных устройств в пути следования.
До внедрения АСУТ НБД-2 использовалась система автоматизированной расшифровки КПД-3 (САР КПД), которая требовала выполнения множества ручных действий.
Процесс автоматической расшифровки одной поездки с регистрацией выявленных нарушений в системе АСУТ НБД в настоящее время занимает не более 5 минут. Определенные типы нарушений, например с информацией о сбоях в работе устройств безопасности, автоматически направляются на первичное расследование в ремонтные предприятия для оперативного принятия мер по устранению несоответствий.
В настоящее время без участия техников по расшифровке обрабатывается порядка 56% поездок КПД. Ввиду имеющихся внешних недостатков, включая допускаемые нарушения технологической дисциплины всеми участниками процесса, соответствие монтажа КПД и полупостоянных характеристик на борту, над которыми мы ведем усиленную работу, часть поездок с некорректной привязкой к номограмме шифруется автоматически, но остается на обязательную проверку техникам по расшифровке с дальнейшей авторегистрацией результатов расшифровки в системе АСУТ НБД.
Для решения текущих задач в части повышения качества привязки поездки к номограмме и качества результатов расшифровки в Дирекции тяги создана рабочая группа с привлечением специалистов ПКБ ЦТ, АО «НИИАС», ведущих специалистов в области расшифровки из числа ревизоров по безопасности движения, машинистов-инструкторов по тормозам и техников по расшифровке, которая занимается решением проблемных и спорных вопросов, возникающих при эксплуатации авторасшифровки.
Внедрение подсистемы автоматической расшифровки КПД уже сейчас позволило:
- автоматически оперативно выявлять случаи нарушений безопасности движения поездов, ошибочных действий локомотивных бригад, сбоев локомотивных и путевых устройств, без применения ручных действий регистрировать результаты расшифровки и формировать аналитическую отчетность, тем самым сократив трудозатраты техников по расшифровке не менее чем на 50% и исключив влияние человеческого фактора на процесс и результаты расшифровки;
- повысить качества эксплуатационной работы за счет своевременного выявления сбоев в работе локомотивных и путевых устройств, мониторинга их расследования и устранения;
- обеспечить централизацию деятельности по расшифровке электронных носителей информации с возможностью контроля и проведения анализа качества расшифровки на любом уровне;
- значительно снизить количество и повысить оперативность устранения ошибок монтажа КПД;
- проводить адресную работу с локомотивными бригадами по результатам автоматического формирования групп риска;
- проводить профилактические курсы по безопасности движения для машинистов с большим процентом вероятности допущения грубых нарушений и информировать об их западающих компетенциях.
Внедрение проекта и планы по развитию системы
Внедрение автоматической расшифровки КПД — это только первый этап. В планах Дирекции тяги в рамках проекта цифровой трансформации «Сервис автоматической расшифровки файлов поездок и выявления нарушений» – запустить в промышленную эксплуатацию до конца текущего года подсистему автоматической расшифровки КЛУБ-У/БЛОК. В настоящее время подсистема находится в опытной эксплуатации по всей сети. АО «НИИАС» реализованы 356 алгоритмов авторасшифровки в программном коде, и уже сейчас выполняется автоматическая расшифровка поездок, но результаты авторасшифровки подлежат обязательной проверке техниками с последующей автоматической регистрацией в системе АСУТ НБД.
Параллельно идет разработка подсистемы автоматической расшифровки САУТ, и ее внедрение будет следующим этапом развития системы.
Вместе с тем Дирекцией тяги планируется:
- отказаться от применения работниками локомотивных бригад многофункциональных карт (МЭК) за счет перехода на облачную электронную подпись;
- обеспечить полный переход на использование «Личного кабинета машиниста» (ЛК АСУТ) для оформления производственных операций и использовать электронные терминалы только в качестве резервной технологии;
- отказаться от использования электронных носителей информации и перейти на передачу параметров записи поездки с борта локомотива по беспроводному каналу связи;
- реализовать информирование работников локомотивных бригад о выявленных и подтвержденных нарушениях через приложение «Личный кабинет машиниста» с возможностью визуализации выполненной поездки;
- выполнить переход программного обеспечения всех систем в контуре проекта на импортонезависимую платформу;
- отказаться от использования и содержания локальных серверов расшифровки КПД после вывода системы САР КПД из эксплуатации.