РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
АСУТ НБД-2 оптимизирует расшифровку движения поездов
Мнения

АСУТ НБД-2 оптимизирует расшифровку движения поездов

Система учета нарушений безопасности движения поездов автоматизирует функции во всех ключевых процессах

23:25, 14 августа 2023

Работа по расшифровке параметров движения поездов в ОАО «РЖД» до недавнего времени носила преимущественно ручной характер. Предпосылками для создания проекта автоматической расшифровки явились многочисленные факторы, например, такие как децентрализация расшифровки (дешифрация и хранение результатов расшифровки на локальных рабочих местах в депо без возможности просмотра файлов поездок на любом уровне), отсутствие единого подхода к расшифровке кассет бортовых приборов безопасности (разночтения в интерпретации выявления нарушений), учета поездок локомотивных бригад в привязке к электронным маршрутам машиниста, контроля своевременной сдачи электронных носителей информации и их последующей расшифровки.

Фактически техник-расшифровщик с помощью специализированного программного обеспечения, которое функционировало локально, буквально на глаз осуществлял просмотр записи файла поездки в ручном режиме и выявлял нарушения безопасности движения поездов, опираясь только на свои знания, опыт и на свое понимание допущенных машинистами ситуаций. При этом были возможны ошибки, обусловленные человеческим фактором, как случайные, так и преднамеренные, а также от момента сдачи носителя на расшифровку до ее окончания могло пройти значительное время (до нескольких суток), в то время как на носителе могла быть зарегистрирована информация, требующая срочного реагирования. 

Кроме того, ручная технология фиксации выявленных нарушений по результатам расшифровки не исключает давления на техников-расшифровщиков со стороны локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и руководителей линейных предприятий.

Основное отличие АСУТ НБД-2 от трудоемких локальных систем расшифровки – в максимальном исключении ручных функций во всех ключевых процессах. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Основное отличие АСУТ НБД-2 от трудоемких локальных систем расшифровки – в максимальном исключении ручных функций во всех ключевых процессах. Фото: Shutterstock/FOTODOM

До внедрения АСУТ НБД-2 использовалась система автоматизированной расшифровки КПД-3 (САР КПД), которая требовала выполнения множества ручных действий. Не было привязки файла поездки к электронному маршруту, требовалась ручная привязка поездки к номограмме, заполнение параметров поездки, сверка поездки с данными из сопроводительных документов, ручная расшифровка с дальнейшей регистрацией поездки и результатов расшифровки в системе АСУТ НБД.

Процесс автоматической расшифровки одной поездки с регистрацией выявленных нарушений в системе АСУТ НБД в настоящее время занимает  не более 5 минут.

Основное отличие АСУТ НБД-2 от трудоемких локальных систем расшифровки – в максимальном исключении ручных функций во всех ключевых процессах, начиная от ввода нормативно-справочной информации, привязки файла поездки к номограмме, расшифровки, передачи выявленных нарушений на расследование, в том числе с автоматическим отнесением нарушений по зоне ответственности, до включения работников локомотивных бригад в группы риска с адресным проведением профилактических мероприятий с контролем их выполнения, анализом повторяемости допущения нарушений, повторного включения в одну и ту же группу риска и предиктивной диагностикой вероятности допущения работниками локомотивных бригад грубых нарушений.

Архитектура проекта
Проект АСУТ НБД-2 использует информационную инфраструктуру проекта «Электронный маршрут машиниста», так как процесс автоматической расшифровки строится на данных электронного маршрута машиниста и данных считанного к нему электронного носителя информации.


Для внедрения технологии каждый пункт явки, включая удаленные, обеспечен электронными терминалами (ЭТСО), оборудованными считывателями электронных носителей информации разного типа в зависимости от оснащения парка локомотивными устройствами безопасности (на сеть поставлен 3351 ЭТСО). Все машинисты обеспечены многофункциональными электронными картами. 


Реализована возможность регистрации производственных операций, электронного маршрута машиниста ф. ТУ-3ВЦУ и электронной ведомости ф. ТХУ-3 в мобильном приложении «Личный кабинет машиниста».

Структура проекта
В настоящее время структура системы АСУТ НБД-2, связанная с автоматической расшифровкой, включает в себя следующие модули:


◆ подсистемы чтения файлов КПД, КЛУБ-У/БЛОК, САУТ, РПДА, БОРТ с привязкой файлов поездок к электронному маршруту;
◆ подсистемы автоматической расшифровки КПД, КЛУБ-У/БЛОК, КИО САУТ, РПДА;
◆ подсистему расследования нарушений;
◆ подсистему «Сопроводительные документы»;
◆ подсистему отчетности;
◆ подсистему «Работа с персоналом» (формирование групп риска и предиктива).

Принцип работы системы

На основании первичной информации, зарегистрированной локомотивными устройствами безопасности, и данных электронного маршрута машиниста выполняется автоматическая привязка поездки к номограмме, и по утвержденным алгоритмам в подсистеме автоматической расшифровки КПД АСУТ НБД-2 производится автоматический анализ действий локомотивных бригад и работы локомотивных устройств в пути следования. 

До внедрения АСУТ НБД-2 использовалась система автоматизированной расшифровки КПД-3 (САР КПД), которая требовала выполнения множества ручных действий.

Процесс автоматической расшифровки одной поездки с регистрацией выявленных нарушений в системе АСУТ НБД в настоящее время занимает  не более 5 минут. Определенные типы нарушений, например с информацией о сбоях в работе устройств безопасности, автоматически направляются на первичное расследование в ремонтные предприятия для оперативного принятия мер по устранению несоответствий.

В настоящее время без участия техников по расшифровке обрабатывается порядка 56% поездок КПД. Ввиду имеющихся внешних недостатков, включая допускаемые нарушения технологической дисциплины всеми участниками процесса, соответствие монтажа КПД и полупостоянных характеристик на борту, над которыми мы ведем усиленную работу, часть поездок с некорректной привязкой к номограмме шифруется автоматически, но остается на обязательную проверку техникам по расшифровке с дальнейшей авторегистрацией результатов расшифровки в системе АСУТ НБД.

Процесс автоматической расшифровки строится на данных электронного маршрута машиниста и данных считанного к нему электронного носителя информации. Фото: Shutterstock/FOTODOM
Процесс автоматической расшифровки строится на данных электронного маршрута машиниста и данных считанного к нему электронного носителя информации. Фото: Shutterstock/FOTODOM

Для решения текущих задач в части повышения качества привязки поездки к номограмме и качества результатов расшифровки в Дирекции тяги создана рабочая группа с привлечением специалистов ПКБ ЦТ, АО «НИИАС», ведущих специалистов в области расшифровки из числа ревизоров по безопасности движения, машинистов-инструкторов по тормозам и техников по расшифровке, которая занимается решением проблемных и спорных вопросов, возникающих при эксплуатации авторасшифровки.

Система расшифровки АСУТ НБД-2
Система расшифровки АСУТ НБД-2

Внедрение подсистемы автоматической расшифровки КПД уже сейчас позволило:

  • автоматически оперативно выявлять случаи нарушений безопасности движения поездов, ошибочных действий локомотивных бригад, сбоев локомотивных и путевых устройств, без применения ручных действий регистрировать результаты расшифровки и формировать аналитическую отчетность, тем самым сократив трудозатраты техников по расшифровке не менее чем на 50% и исключив влияние человеческого фактора на процесс и результаты расшифровки;
  • повысить качества эксплуатационной работы за счет своевременного выявления сбоев в работе локомотивных и путевых устройств, мониторинга их расследования и устранения;
  • обеспечить централизацию деятельности по расшифровке электронных носителей информации с возможностью контроля и проведения анализа качества расшифровки на любом уровне;
  • значительно снизить количество и повысить оперативность устранения ошибок монтажа КПД;
  • проводить адресную работу с локомотивными бригадами по результатам автоматического формирования групп риска;
  • проводить профилактические курсы по безопасности движения для машинистов с большим процентом вероятности допущения грубых нарушений и информировать об их западающих компетенциях.

Внедрение проекта и планы по развитию системы

Внедрение автоматической расшифровки КПД — это только первый этап. В планах Дирекции тяги в рамках проекта цифровой трансформации «Сервис автоматической расшифровки файлов поездок и выявления нарушений» – запустить в промышленную эксплуатацию до конца текущего года подсистему автоматической расшифровки КЛУБ-У/БЛОК. В настоящее время подсистема находится в опытной эксплуатации по всей сети. АО «НИИАС» реализованы 356 алгоритмов авторасшифровки в программном коде, и уже сейчас выполняется автоматическая расшифровка поездок, но результаты авторасшифровки подлежат обязательной проверке техниками с последующей автоматической регистрацией в системе АСУТ НБД.

Параллельно идет разработка подсистемы автоматической расшифровки САУТ, и ее внедрение будет следующим этапом развития системы.

Вместе с тем Дирекцией тяги планируется:

  • отказаться от применения работниками локомотивных бригад многофункциональных карт (МЭК) за счет перехода на облачную электронную подпись;
  • обеспечить полный переход на использование «Личного кабинета машиниста» (ЛК АСУТ) для оформления производственных операций и использовать электронные терминалы только в качестве резервной технологии;
  • отказаться от использования электронных носителей информации и перейти на передачу параметров записи поездки с борта локомотива по беспроводному каналу связи;
  • реализовать информирование работников локомотивных бригад о выявленных и подтвержденных нарушениях через приложение «Личный кабинет машиниста» с возможностью визуализации выполненной поездки;
  • выполнить переход программного обеспечения всех систем в контуре проекта на импортонезависимую платформу;
  • отказаться от использования и содержания локальных серверов расшифровки КПД после вывода системы САР КПД из эксплуатации.
Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности