РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
Как ИТ-сервисы швартуют корабли
Проекты

Как ИТ-сервисы швартуют корабли

Какие российские цифровые решения делают проще и безопаснее работу участников рынка морских и речных перевозок

13:33, 17 мая 2024

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Участники Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт» заменили зарубежное ПО. Скоро следить за движением судов будет искусственный интеллект, а для швартовки кораблей понадобятся очки дополненной реальности. Продолжаем знакомить вас с интересными проектами транспортных ИЦК.

ИЦК «Морской и речной транспорт» объединяет 11 предприятий: объекты портовой инфраструктуры, стивидорные компании и судовладельцы. Новые проекты делают их работу проще и безопаснее. В наибольшей степени реализации находятся два из них.

Система управления движением судов морского порта: безопасный маршрут к причалу

По мере приближения судов к берегу нужно обеспечить их безопасное расхождение и грузоперевалку в порту. В основе системы управления движением судов лежит программное обеспечение. До введения санкций перевозчики использовали ПО Transas Navi-Harbour финской компании Wartsila. Сейчас на рынке есть российское решение: продукт компании «Ситроникс» уже четыре месяца следит за судами в порту Сочи. Разработчики интегрировали ПО с береговой инфраструктурой и сервисами e-навигации.

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM

«Сочи – один из наиболее загруженных пассажирских портов России. При внедрении перед нами стоял вызов: параллельная работа двух систем. Порт невозможно остановить: перерыв в работе грозит гигантскими потерями для судовладельцев и государства. Но мы смогли в обозначенные сроки плавно перейти с существующего ПО на собственное решение. Следующим объектом внедрения нового ПО стал порт Астрахань, где мы уже на финальной стадии», – рассказал руководитель Обособленного подразделения «Санкт-Петербург» АО «Ситроникс» Юрий Ишутин.

У вендора амбициозные планы на будущее: расширить систему до космического мониторинга судов и реализовать концепцию just-in-time arrival, или прибытие судна точно в срок. Много времени тратится непосредственно на якорных стоянках.

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM

Это откроет новые горизонты планирования систем управления движением судов, включая космический мониторинг судов на подходах к портам, достигая на сегодня одной из важных тем. У проекта «Ситроникс» есть новшества, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Разработчик в скором будущем рассчитывает внедрить технологию и обеспечить эффективное управление грузопотоком.

Планируется расширить систему до космического мониторинга судов.

АРМ «Лоцман»: искусственный интеллект предложит судну оптимальный маршрут

Второй проект ИЦК – «Морской и речной транспорт» – тоже направлен на безопасное судоходство и облегчает работу лоцмана – встречу судна в порту и его сопровождение к причалу, учитывая все буи и мели по пути.

Результатом проекта стало создание первого российского решения для улучшения работы лоцманских служб АРМ «Лоцман», разработчиком системы выступила компания «Интеллектика Консалтинг».

Shutterstock/FOTODOM
Shutterstock/FOTODOM

«Лоцман получает инструмент для решения ежедневных служебных задач, и в дополнение мы автоматизируем сопутствующий документооборот. Конечно, главная цель – это повышение безопасности лоцманской проводки и швартовных операций. Если говорить о технологическом суверенитете, мы полностью перешли на безопасные электронные навигационные карты от Министерства обороны», – рассказывает директор по развитию бизнеса ООО «Интеллектика Консалтинг» Юрий Оганянц.

АРМ «Лоцман» интегрирован с береговой системой диспетчеров, которая консолидирует данные с планшетов лоцманов в одном месте. Единая база хранения позволяет создавать маршруты и дает возможность делиться ими внутри системы. То есть на сложном участке лоцман может воспользоваться готовым решением от коллег. Планшет лоцмана тоже подвергся изменениям: квитанции заполняются автоматически, справочная информация хранится в электронной библиотеке.

Единая база хранения позволяет создавать маршруты и дает возможность делиться ими внутри системы.

Проект находится на завершающей стадии, но разработчики уже озвучили идеи, как улучшить продукт. Первое – создание интеллектуального навигатора. Общая база знаний позволяет накапливать маршруты, и обученные нейросети могут рекомендовать лоцманам оптимальные и безопасные треки. Второе – применение очков дополненной реальности, которые проецируют нужную информацию. В таком случае лоцман не будет отвлекаться на приборы: данные перед глазами, а обстановка под контролем. Третье – доработка и внедрение системы мониторинга швартовных операций.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности