Как ИТ-сервисы швартуют корабли
Какие российские цифровые решения делают проще и безопаснее работу участников рынка морских и речных перевозок
13:33, 17 мая 2024
Участники Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт» заменили зарубежное ПО. Скоро следить за движением судов будет искусственный интеллект, а для швартовки кораблей понадобятся очки дополненной реальности. Продолжаем знакомить вас с интересными проектами транспортных ИЦК.
ИЦК «Морской и речной транспорт» объединяет 11 предприятий: объекты портовой инфраструктуры, стивидорные компании и судовладельцы. Новые проекты делают их работу проще и безопаснее. В наибольшей степени реализации находятся два из них.
Система управления движением судов морского порта: безопасный маршрут к причалу
По мере приближения судов к берегу нужно обеспечить их безопасное расхождение и грузоперевалку в порту. В основе системы управления движением судов лежит программное обеспечение. До введения санкций перевозчики использовали ПО Transas Navi-Harbour финской компании Wartsila. Сейчас на рынке есть российское решение: продукт компании «Ситроникс» уже четыре месяца следит за судами в порту Сочи. Разработчики интегрировали ПО с береговой инфраструктурой и сервисами e-навигации.
«Сочи – один из наиболее загруженных пассажирских портов России. При внедрении перед нами стоял вызов: параллельная работа двух систем. Порт невозможно остановить: перерыв в работе грозит гигантскими потерями для судовладельцев и государства. Но мы смогли в обозначенные сроки плавно перейти с существующего ПО на собственное решение. Следующим объектом внедрения нового ПО стал порт Астрахань, где мы уже на финальной стадии», – рассказал руководитель Обособленного подразделения «Санкт-Петербург» АО «Ситроникс» Юрий Ишутин.
У вендора амбициозные планы на будущее: расширить систему до космического мониторинга судов и реализовать концепцию just-in-time arrival, или прибытие судна точно в срок. Много времени тратится непосредственно на якорных стоянках.
Это откроет новые горизонты планирования систем управления движением судов, включая космический мониторинг судов на подходах к портам, достигая на сегодня одной из важных тем. У проекта «Ситроникс» есть новшества, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Разработчик в скором будущем рассчитывает внедрить технологию и обеспечить эффективное управление грузопотоком.
Планируется расширить систему до космического мониторинга судов.
АРМ «Лоцман»: искусственный интеллект предложит судну оптимальный маршрут
Второй проект ИЦК – «Морской и речной транспорт» – тоже направлен на безопасное судоходство и облегчает работу лоцмана – встречу судна в порту и его сопровождение к причалу, учитывая все буи и мели по пути.
Результатом проекта стало создание первого российского решения для улучшения работы лоцманских служб АРМ «Лоцман», разработчиком системы выступила компания «Интеллектика Консалтинг».
«Лоцман получает инструмент для решения ежедневных служебных задач, и в дополнение мы автоматизируем сопутствующий документооборот. Конечно, главная цель – это повышение безопасности лоцманской проводки и швартовных операций. Если говорить о технологическом суверенитете, мы полностью перешли на безопасные электронные навигационные карты от Министерства обороны», – рассказывает директор по развитию бизнеса ООО «Интеллектика Консалтинг» Юрий Оганянц.
АРМ «Лоцман» интегрирован с береговой системой диспетчеров, которая консолидирует данные с планшетов лоцманов в одном месте. Единая база хранения позволяет создавать маршруты и дает возможность делиться ими внутри системы. То есть на сложном участке лоцман может воспользоваться готовым решением от коллег. Планшет лоцмана тоже подвергся изменениям: квитанции заполняются автоматически, справочная информация хранится в электронной библиотеке.
Единая база хранения позволяет создавать маршруты и дает возможность делиться ими внутри системы.
Проект находится на завершающей стадии, но разработчики уже озвучили идеи, как улучшить продукт. Первое – создание интеллектуального навигатора. Общая база знаний позволяет накапливать маршруты, и обученные нейросети могут рекомендовать лоцманам оптимальные и безопасные треки. Второе – применение очков дополненной реальности, которые проецируют нужную информацию. В таком случае лоцман не будет отвлекаться на приборы: данные перед глазами, а обстановка под контролем. Третье – доработка и внедрение системы мониторинга швартовных операций.