РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
АСУ «Экспресс -3»: как управлять пассажирским комплексом
Проекты

АСУ «Экспресс -3»: как управлять пассажирским комплексом

Рассказываем об одном из самых масштабных и интересных цифровых проектов РЖД

14:15, 18 июля 2024

Фото: Павел Воронин, ИД «Гудок»

Организация пассажирских перевозок – многогранный процесс, в котором задействованы владельцы инфраструктуры, агенты по продаже билетов, компании-перевозчики, поставщики услуг и ремонтные предприятия. АСУ «Экспресс» нового поколения учитывает интересы каждого. Сегодня в системе работают уже более 7000 пользователей. Рассказываем подробно о проекте.

Смена поколений

Автоматизированная система управления «Экспресс» нового поколения (АСУ «Экспресс» НП) управляет большинством процессов пассажирского комплекса. Например, владельцы инфраструктуры обеспечивают доступ перевозчиков на объекты железной дороги, а также контролируют безопасность движения. Агенты по продаже билетов отвечают за обслуживание пассажиров и сбыт услуг. Компании-перевозчики готовят составы поездов и непосредственно перемещают пассажиров из точки А в точку Б. Поставщики услуг предлагают клиентам дополнительные опции: дополнительные услуги к билету, экскурсии, билеты на другие виды транспорта и др. А еще в процессе участвуют производители вагонов и ремонтные компании.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), разработчик проекта, запустил первую версию системы «Экспресс» еще в 1972 году. Тогда переход от ручного труда к автоматизации повысил эффективность работы кассира в 10 раз. Спустя полвека система сильно изменилась и стала основным инструментом каждого специалиста пассажирского комплекса.

Предыдущая версия, АСУ «Экспресс-3», была построена на платформе IBM, и после ухода компании с рынка России возникли серьезные риски остановки системы. Перед ВНИИЖТ стояла задача сделать систему импортонезависимой и сохранить текущий уровень автоматизации бизнес-процессов пассажирского комплекса. АСУ «Экспресс» НП создавалась фактически с нуля, потому что простой переход от прошлой версии на новое платформенное решение был невозможен.

«Учитывая сроки, установленные государством и отраслью, создание системы «Экспресс» нового поколения – это задачка со звездочкой. Нельзя выключить одну систему и резко перейти на другую, необходимо было спроектировать новую систему таким образом, чтобы осуществить бесшовный переход. При этом обе системы должны быть полностью синхронизированы, и функции из АСУ «Экспресс-3» должны плавно перетекать на «Экспресс» НП. Сразу хочу отметить, что в условиях всесторонней поддержки специалистов РЖД, курирующих и внедряющих данный проект, на любые возникающие проблемы находится решение», – подчеркивает заместитель директора НЦ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» – руководитель проекта Елена Мартынова.

Разработчики почувствовали сложности сразу после старта проекта: они были связаны с областью проектирования технологических алгоритмов и программно-технической архитектуры. Многие технологические документы и описания алгоритмов для программного обеспечения устарели, тем более что система постоянно развивалась. Переход на российскую операционную систему РЕД ОС вызвал потребность в новом программно-технологическом стеке продуктов. Команда с новыми знаниями и навыками формировалась буквально на лету, менялись подходы и инструменты проектного управления, в синергии юные и более опытные специалисты создавали базу знаний алгоритмов и проектной документации на новую версию системы.

Переход на российскую операционную систему РЕД ОС вызвал потребность в новом программно-технологическом стеке продуктов.

Интерфейс и функционал системы тоже изменились. Специалисты пассажирского комплекса заново привыкали к вроде бы уже знакомым инструментам, разбирались с технологическими особенностями и интегрировали продукт в свою работу. Чтобы пользователям было проще подружиться с системой, специалисты ВНИИЖТ внедрили обучающие вебинары, на которых рассказывают о новых продуктах и особенностях работы с ними.

2000 обращений в секунду

Несмотря на то что АСУ «Экспресс» НП включает все лучшее от прошлой версии — «Экспресс-3», новая версия продукта существенно преобразилась и пополнилась новыми функциями. Появилась возможность внедрить в будущем персональные скидки для клиентов, а также расширить перечень дополнительных и экскурсионных услуг. Изменился и функционал для перевозчиков и владельцев инфраструктуры. Например, система позволяет построить полный цикл обслуживания пассажирских вагонов на всем жизненном пути – начиная от их изготовления и заканчивая утилизацией. С помощью новых инструментов аналитики можно провести всесторонний анализ работы пассажирского комплекса, оценить тенденции и спланировать целевые показатели бизнеса.

Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»
Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Сейчас система объединяет более 7000 пользователей и каналов обслуживания: это перевозчики, сервисные компании, кассы и онлайн-ресурсы продажи билетов и дополнительных услуг. За сутки в АСУ «Экспресс» НП поступает более 10 миллионов обращений, при этом в пиковые периоды система должна обрабатывать не менее 2000 обращений каналов обслуживания в секунду. Тщательно продуманная программно-техническая архитектура позволяет обрабатывать большое количество запросов, а также увеличивать мощность без сбоев в работе.

«Функциональные возможности системы учитывают потребности каждого участника транспортного рынка. Именно поэтому «Экспресс» нового поколения – уже не просто система. Это экосистема, в которой созданы инструменты для всех сегментов пассажирских перевозок, необходимые для выполнения технологических процессов, контроля и анализа деятельности для принятия управленческих решений», – поясняет Елена Мартынова.

АСУ «Экспресс» НП состоит из семи крупных блоков или подсистем:

  • управление информационным полем;
  • управление перевозочным процессом;
  • управление парком пассажирских вагонов;
  • управление каналами продажи;
  • управление сценариями обслуживания пассажиров;
  • блок формирования данных для обеспечения сквозных бизнес-процессов;
  • блок сервисного обслуживания системы: мониторинг системы и управление работой пользователей.

Каждый блок состоит из нескольких модулей, отвечающих за конкретные функции пассажирского комплекса: управление информацией о пассажирском комплексе; управление парком пассажирских вагонов локомотивной тяги, планирование ремонтов, подготовка составов в рейс, а также контроль безопасного доступа вагонов на инфраструктуру РЖД; сценарии информационного обслуживания пассажиров и сбыта услуг пассажирского комплекса; формирование данных для отчетности, проведения взаиморасчетов между контрагентами, анализ перевозочного процесса и ключевых показателей пассажирского комплекса, включая пригородные поездки.

Фото: Shutterstock/FOTODOM
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Все блоки связаны между собой. Например, для организации обслуживания пассажиров нужна информация о станциях, поездах, вагонах, тарифах и дополнительных услугах. Информация об операциях с билетами, в свою очередь, используется для формирования аналитической, финансовой и статистической отчетности. Также эти данные нужны для управления парком вагонов.

Сейчас система объединяет более 7000 пользователей и каналов обслуживания: это перевозчики, сервисные компании, кассы и онлайн-ресурсы продажи билетов и дополнительных услуг.

АСУ «Экспресс» НП интегрирована более чем с 30 системами РЖД, перевозчиков и государства. Но это не предел. Эксперты ВНИИЖТ обговаривали подходы к интеграции практически с каждой командой разработчиков внешней системы, стараясь унифицировать интеграционный ландшафт. Такой подход способствует снижению трудозатрат на эксплуатацию и последующее развитие интеграционных решений.

«Главные задачи разработки на ближайшее будущее: в 2024 год обеспечить информационное обслуживание клиентов на маршрутах по России, а в 2025 год — на международном сообщении», - говорит заместитель начальника Департамента  информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов.

Интеллектуальный помощник

Система «Экспресс-3» эксплуатируется в пяти странах СНГ – Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Эти страны – первый круг потенциальных клиентов на новое поколение системы «Экспресс». 

«Создавая «Экспресс» нового поколения, мы понимали, что продукт может прийти на смену АСУ «Экспресс-3» не только в России. Параллельно мы прорабатывали кастомизированное решение для экспортного портфеля. Подобный подход получилось реализовать благодаря модульному принципу АСУ «Экспресс» НП. Кастомизированный продукт разработан по принципу оптимальной достаточности, то есть каждое государство может закупить необходимое для своих потребностей и возможностей количество модулей», – рассказывает Елена Мартынова.

Евгений Епанчинцев/ИД «Гудок»
Евгений Епанчинцев/ИД «Гудок»

«В ближайшие два года АСУ «Экспресс» НП превратится из системы автоматизации в полноценного умного помощника. Более сложные аналитические инструменты на базе технологий искусственного интеллекта помогут прогнозировать продажи и тарифную политику. ИИ позволит обрабатывать большие массивы информации с учетом внешних факторов, выстраивать гипотезы и моделировать ситуации. Система сможет подсказывать специалистам пассажирского комплекса правильные решения и возможные сценарии развития», - прогнозирует Юрий Данилов.

Клиенты тоже получат свои преимущества. Сервисы на базе ИИ будут помогать во всем многообразии услуг выбрать те, которые соответствуют потребностям и возможностям пассажиров.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости

РЖД цифровой

Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности