РЖД ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР – ОАО «РЖД» Реклама
Рекламодатель: ОАО "РЖД"

erir:Pb3XmBtzsyy7FXa3bppatQWDeVokXqMtNumhsKU
ИИ меняет промышленность и транспорт
Тренды

ИИ меняет промышленность и транспорт

Отраслевые лидеры поделились успешными кейсами и обсудили уже вечный вопрос: «Заменит ли ИИ человека?»

15:40, 24 мая 2024

Фото: Пресс-служба ЦИПР

За последние несколько лет технологии искусственного интеллекта стали ключевыми для цифровой трансформации экономики России. Прогнозировать поломки и составлять график ремонтов, обучать новых сотрудников, рассчитывать трудовые нормы, отвечать на запросы клиентов – это неполный список функций, с которыми ИИ уже хорошо справляется. На конференции ЦИПР отраслевые лидеры поделились успешными кейсами и обсудили уже вечный вопрос: «Заменит ли ИИ человека?»

«Решение о применении технологий необходимо сто раз взвесить. С одной стороны, результаты являются ключевым фактором. РЖД не запустят ни один проект цифровой трансформации, пока не будут доказаны преимущества его выполнения. С другой стороны, использование технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах не всегда поддается оценке», – отметил начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион.

Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

РЖД уже реализуют более 50 проектов на базе ИИ, а каждую новую цифровую разработку холдинг проверяет на возможность использования технологии. Где-то можно легко увидеть плюсы, а где-то эффект от ИИ не всегда очевиден. Один из ярких примеров – расчет трудоемкости технологических операций. Инженеры по нормированию труда тратят до 40% рабочего времени на оценку. С помощью компьютерного зрения сотрудники автоматизировали процесс. Алгоритм не только определяет нормативы, но и проверяет соблюдение требований охраны труда – наличие касок и другой экипировки. Еще ИИ может следить за безопасностью на железной дороге: находить повреждения на рельсах и сообщать об этом диспетчеру. Сейчас  умная технология видит 97% дефектов. Сложнее анализировать работу ИИ в кол-центре. После общения с интеллектуальным ассистентом клиент при необходимости попадает к оператору, который уже понимает тему предстоящего разговора, но посчитать денежный эффект от помощи непросто.

Производитель минеральных удобрений «ФосАгро» создал собственного мобильного голосового обходчика вагонов. Обычно в управлении в Апатитах  каждый день находится 20–30 тыс. вагонов. Для допуска к перевозке нужно соблюсти жесткие требования РЖД и подготовить каждый вагон. Осмотрщик проводит проверку в любое время года и при любой погоде, это занимает много времени, а иногда вызывает ошибки.

«Ошибки – это всегда задержка отправки или погрузки. Мы подумали и решили, что здесь поможет речевое распознавание. Технология позволяет оператору проговаривать то, что он должен записать. Система распознает его речь, переводит в текст и автоматически размещает это в нужных полях информационной системы. Так у нас появляются данные, которые потом мы используем для ремонта и обслуживания вагонов», – рассказал директор департамента цифровизации дирекции по информационным технологиям АО «Апатит» Сергей Виноградов.

Мобильный обходчик сокращает время осмотра состава на 36 минут. Пока система не запущена в промышленную эксплуатацию: старт работы на всех площадках компании запланирован на август 2024 года.

СИБУР поделился своими результатами от внедрения цифровых проектов. К концу 2023 года совокупный экономический эффект составил 45 млрд руб., половина этого эффекта достигнута за счет решений на базе ИИ.

Фото: Пресс-служба ЦИПР
Фото: Пресс-служба ЦИПР

«В нашей парадигме искусственный интеллект не заменяет человека, а помогает ему принимать решения. На производстве как в медицине. Вы получаете рекомендацию от модели, но для принятия решения все равно необходимо ее проверить и уже далее нажать «окей» или «не окей». Поэтому в нашем понимании ИИ поможет работать быстрее, уберет операционку, но самих людей он не заменит», – подчеркнул руководитель функции цифровизации производства ООО «СИБУР Диджитал» Илья Якимов.

В СИБУРе ИИ предотвращает отказы оборудования. Технология помогает найти неполадки в работе агрегатов на самой ранней стадии. Большие языковые модели выступают ассистентами для инженеров-диагностов. Система мониторит 200 единиц наиболее критического оборудования и анализирует более 150 параметров. Специалист получает статистику и делает вывод, в штатном режиме работает агрегат или нет.

«Северсталь» ввела в промышленную эксплуатацию более 60 ИИ-решений. Металлурги применяют искусственный интеллект в самых разных сферах: производство, охрана труда и промышленная безопасность, предиктивные ремонты, логистика, продажи и корпоративные процессы. Так,  с помощью машинного обучения компания увеличила производительность своего главного агрегата – прокатного стана 2000. Модель рассчитывает и настраивает оптимальную паузу перед выдачей заготовок из печи. Раньше расчеты делал оператор, из-за чего часто возникали непродуктивные остановки.

ИИ помогает «Северстали» и в работе с клиентами и сотрудниками. Компания разрабатывает бота, который будет не просто стандартно отвечать на запросы, а станет полноценным консультантом и даже ответит на претензию. Модель сможет анализировать фотографии металлургической продукции с дефектами, сравнивать их с ГОСТами и выносить вердикт.

Вернуться назад
Поделиться
Наверх
Вы подписаны!
Ошибка
email
Подписка на новости
Нажимая на кнопку “Подписаться”, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности