Как обработать более 2000 запросов на билеты в секунду: новые пассажирские сервисы РЖД
Справиться с ростом объема и соответствовать ожиданиям пассажиров помогают цифровые сервисы
17:19, 23 мая 2024
Авиакомпании перевезли 105 млн пассажиров: на 11% больше, чем в 2022 году. На железных дорогах схожая динамика: показатель вырос на 13% и достиг 122 млн путешественников. Справиться с ростом объема и соответствовать ожиданиям пассажиров помогают цифровые сервисы. Заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов отметил, что во время туристического сезона спрос на покупку билетов возрастает многократно, нагрузка превосходит все ожидания, и вся она ложится на электронные каналы продаж: «Сегодня 78% всех продаж приходится на продажу в электронном виде. В пиковые периоды мы получаем 2000 запросов в секунду на покупку билета». Часть сервисов разрабатывается под контролем Минтранса. В то же время перевозчики внедряют решения, ориентированные в большей степени на обычного пассажира. В преддверии лета РЖД и Аэрофлот анонсировали новые онлайн-инструменты, чтобы подготовка к отпуску стала еще приятнее. О новинках рассказали на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР).
«Сейчас наша принципиальная задача – обеспечить бесшовную продажу билетов с учетом всех льгот и субсидий для участники специальной военной операции и их родственников. Мы начали с портала субсидированных перевозок для авиации, дальше будем стыковать с железными дорогами и горэлектротранспортом», – сказал заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.
Чтобы оптимизировать систему перевозок, Минтранс создает национальную платформу управления пассажирским транспортом. Она будет состоять из четырех частей:
1. Портал субсидированных перевозок.
Он уже чуть меньше года работает в экспериментальном режиме. В частности, с его помощью с 1 мая начались продажи билетов по программе субсидирования в Калининград.
2. Система учета узлов и агрегатов горэлектротранспорта.
Она позволит оптимально обновлять подвижной состав и правильно оценивать потребность в узлах и агрегатах, вовремя получать данные об эксплуатационных характеристиках.
3. Система контроля межрегиональных перевозок.
В межрегиональных автобусных перевозках до сих пор большая доля серого рынка. И это напрямую влияет на безопасность. Предполагается, что цифровые решения помогут если не победить проблему, то сократить долю серых перевозок.
4. Федеральная навигационная информационная система.
Сервис позволит в режиме реального времени мониторить, когда нужный автобус придет на остановку.
Регионы продолжают тестировать технологию open loop, разработанную по инициативе Минтранса России. Это бесконтактная оплата с использованием геолокации. Пассажир регистрируется в приложении и привязывает банковскую карту, просто кладет смартфон в карман и ездит по городу. В конце дня со счета списываются деньги исходя из геометрии его маршрута. Уже идет апробация сервиса на общественном транспорте в Ярославле и Твери, в Казани Холдинг РЖД запустил пилотный проект применения сервиса на пригородных направлениях.
В этом году у РЖД выйдет два новых решения. Первое – это лист ожидания. Человек не просто получит уведомление о доступности билета, а сможет реально встать в очередь. Когда от билетов отказываются или перевозчик добавляет дополнительные вагоны, у пассажира появляется возможность купить билет. Второе – это сервис быстрой покупки.
«Мы проанализировали поведение пассажиров. Большинство случаев неуспешных покупок связано с тем, что пассажиры много времени тратят при выборе мест на схеме вагона поезда. Соответственно, не всегда получается купить билет. С новым сервисом можно сразу задать набор параметров, и билет мгновенно будет оформлен. В полном объеме РЖД запустят эти продукты уже в 3 квартале 2024 года», – рассказал заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Юрий Данилов.
Автор: София Якимова