#Мир

Страны Евросоюза торопят с внедрением ERTMS

В конце 2020 года система использовалась лишь на 13% коридоров базовой железнодорожной сети.

Европейская система управления железнодорожным движением (ERTMS) призвана увеличить пропускную способность текущей железнодорожной инфраструктуры Евросоюза. Проект предусматривает замену национальных систем сигнального оборудования единым стандартом ETCS, внедрение современных общеевропейских систем управления и командования поездом, оборудование всех поездов по стандарту связи GSM-R.

Блок ETCS, установленный на борту поезда, отвечает за анализ данных о маршруте и рассчитывает максимальную скорость состава и оптимальные кривые торможения. Предусмотренные режимы контроля за сигналами позволяют машинисту меньше концентрироваться за информацией вдоль пути следования.

Первые коммерческие линии, использующие ERTMS, открылись в 2005 году, но темпы внедрения системы были медленными. Потому европейская комиссия приняла в 2017 году новый план развития ERTMS. Его реализация обеспечила бы полное развертывание системы к 2030 году.

Однако, по данным депутатов Европарламента, темы внедрения ERTMS сильно отстают от графика. В конце 2020 года ERTMS использовалась лишь на 13% коридоров базовой железнодорожной сети, а ее развертывание в других коридорах варьировалось от 7 до 28%.  

Проблему подтверждают и в международной железнодорожной организации (UIC). В апреле 2020 года система была установлена ​​только на 78% маршрутов, где намечено было закончить работы до конца 2019 года, признают в UIC. Также за последние 5 лет в Европе ввели в эксплуатацию около 5000 новых поездов, но лишь порядка 900 из них могут работать в системах ERTMS и ETCS. Для остальных местные законы предусматривали исключения.

В соответствии с европейским планом внедрения ERTMS к 2023 году новой системой должно быть оборудовано 15 682 км путей. Вероятно, он не будет реализован в полном объеме. Правда, в организации не склонны драматизировать ситуацию. «Показатель 78% близок к успеху, особенно если учесть, насколько сложна установка», – заверял ранее директор UIC по Европе Саймон Флетчер.

Однако в Европарламенте считают иначе. Парламентарии призвали улучшить координацию государств ЕС при развертывании ERTMS, чтобы «уложиться» в заявленный срок развертывания системы (2030 год), и приняли Резолюцию о безопасности железных дорог и сигнализации. 

В документ вошел призыв унифицировать национальные планы внедрения системы с графиком, установленным на уровне ЕС. Таким образом, удастся гарантировать вывод из эксплуатации около 30 национальных систем сигнализации, которые продолжают использоваться. Поскольку национальные законы создают препятствия для взаимодействия, депутаты Европарламента предлагают ускорить дальнейшую гармонизацию эксплуатационных требований к поездам и инфраструктуре.

Кроме этого, резолюция рекомендует повысить привлекательность инвестирования в ERTMS и решить проблему нехватки финансирования.

Когда работы по внедрению ERMTS завершатся, пропускная способность существующих железнодорожных путей Евросоюза увеличится на 20–30%. В ЕС рассчитывают, что объем перевозки грузов и пассажиров автомобилями и самолетами перераспределится в пользу поездов. Это один из ключевых элементов стратегии по декарбонизации экономики региона. Система ERTMS должна существенно расширить потенциал скоростного железнодорожного транспорта.