#Проекты

VR-тренажер помогает отработать навыки действий на электропоезде

Все элементы виртуальной среды максимально детализированы.

Решение

Тренажер относится к VR-тренажерам второго поколения с функцией мультиплеера. Этот режим позволяет подключение одновременно двух и более пользователей. Действия при этом можно выполнять совместно и согласованно, в одной виртуальной среде.

Режим мультиплеера помогает обучить пользователей работе в бригаде, выполнению совместных операций и повышает навыки ведения переговоров.

Специфика

VR-тренажер помогает выработать навыки действий на электропоезде. Также он позволяет выучить способы реагирования на ситуации, возникающие при обнаружении неисправности электропоезда во время выполнения рейса.

В тренажере «Электропоезда ЭД9М» обучаемые в роли машиниста и помощника машиниста электропоезда выполняют все действия – от приемки подвижного состава до прибытия на конечную станцию.

Все элементы виртуальной среды максимально детализированы и смоделированы в соответствии с реальным устройством инфраструктурного комплекса и подвижного состава железных дорог.

Органы управления, контрольные приборы и лампы в виртуальной кабине выполняют те же функции и имеют аналогичный отклик на воздействие, что и реальные устройства.


Тренажер дает возможность отработать навыки общения с пассажирами. Этот функционал призван помочь повысить уровень обслуживания, оказываемый локомотивными бригадами. 

Практика

В виртуальном тренажере реализовано два режима работы:

  • режим обучения;
  • режим экзамена.

В режиме обучения пользователю предлагается пройти семь эпизодов с сопровождением аудиогида и всплывающими подсказками.

1. Первый эпизод – осмотр электропоезда на станционных путях.

При осмотре обучаемые выполняют все действия и проверки, которые предусмотрены при приемке электропоезда локомотивной бригадой: осмотр состояния и проверка работы аппаратуры внутри вагонов, осмотр подвагонного оборудования, а также наличие и состояние съемного оборудования.

2. Второй эпизод – сокращенное и полное опробование тормозов.

3. Третий эпизод – съезд с тормозных башмаков.

4. Четвертый эпизод – посадка пассажиров.

Он предполагает выполнение регламента «минута готовности», следование по маневровому маршруту с тупикового пути к платформе. Все маневровые передвижения проводятся с соблюдением регламента переговоров между дежурным по станции, машинистом и помощником машиниста.

5. Пятый эпизод – следование по маршруту.

После посадки пассажиров электропоезд должен преодолеть участок между двумя станциями и выполнить высадку пассажиров. В пути следования поездная бригада проводит осмотр состава на ходу и проверяет действия автотормозов с соблюдением всех действующих регламентов.

6. Шестой эпизод – тренировка действий в нештатных ситуациях: возникновение неисправности в пути следования.

7. Седьмой эпизод – отработка действий локомотивной бригады при вызове вспомогательного локомотива.

Начиная с пятого эпизода пользователи отрабатывают поведение в ситуациях, возникающих при общении с пассажирами. Они учатся подбирать правильные формулировки, в зависимости от специфики возникающих ситуаций.

В режиме экзамена пользователю предлагается выполнить аналогичные эпизоды, только без помощи аудиогида и всплывающих подсказок. Преподаватель может выбирать место неисправности в электропоезде и участок пути, на котором она должна произойти, а также в режиме реального времени взаимодействовать с обучаемыми в роли пассажиров и вести переговоры.

По итогу экзамена формируется протокол работы на тренажере.

Распространение

Тренажер выполнен по заказу Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава РЖД - филиала ОАО "РЖД" и размещен в Лихоборском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций.