Транспорт умнеет
Как технологии искусственного интеллекта влияют на развитие отрасли
10:09, 14 марта 2024
Для бизнеса ИИ уже стал полноценным помощником: лидеры по внедрению здравоохранение и транспорт. Ожидается, что за счет применения технологий искусственного интеллекта ВВП России вырастет на 11,2 трлн руб к 2030 году.
13 марта в Москве прошел День искусственного интеллекта. В ходе мероприятия директор направления «Цифровая трансформация отраслей» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк презентовал результаты исследования «Эффективные отечественные практики на базе технологий искусственного интеллекта в транспорте и логистике». В работе приняли участие более 80 экспертов, было проанализировано более 260 кейсов.
«Общий объем рынка искусственного интеллекта в России составляет почти 650 млрд руб. Внедрение искусственного интеллекта в ключевые отрасли экономики до 2030 года может дать прирост 6% или 11 трлн руб. По прогнозу McKinsey, до 11% мирового ВВП будет обеспечено за счет технологий ИИ», ― сказал Алексей Сидорюк.
По оценке АНО «Цифровая экономика», транспорт находится в числе лидеров и занимает второе место после здравоохранения по числу ИИ-разработок, верифицированных экспертами. Почти 30% компаний отрасли применяют технологии искусственного интеллекта, и более 50% из них используют исключительно отечественные решения. ИИ будет не единственным драйвером развития транспортной отрасли в ближайшие годы.
«Минтранс России с крупнейшими компаниями транспортного и логистического рынка сейчас реализует два платформенных решения в области пассажирской мобильности и грузовой логистики. Это внедрение электронного документа оборота в грузовых перевозках и городская пассажирская мобильность. По нашему мнению, рынок транспорта и логистики будет развиваться вокруг этих ключевых мегатрендов», ― подчеркнула директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Об особенностях применения искусственного интеллекта на железных дорогах рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
«Технологии ИИ особенно востребованы для решения задач моделирования перевозочного процесса, прогнозирования параметров функционирования и содержания железнодорожного пути и подвижного состава», ― сказал он.
Сегодня Холдинг реализует более 50 проектов с использованием технологий искусственного интеллекта. Наиболее перспективная из применяемых в РЖД ИИ-разработок – компьютерное зрение. Главное ожидание 2024 года ― запуск беспилотной «Ласточки» с пассажирами на борту. Электропоезд умеет распознавать все, что происходит вокруг, и реагировать на это. Машинное зрение видит препятствия, фигуру человека и принимает нужные решения – притормозить или прибавить ход. Среди реализованных проектов также стоит отметить уже тиражируемую на ряде пригородных направлений Московского транспортного узла «Модульную систему видеоаналитики». За счет считывания и классификации объектов на изображениях с видеокамер она контролирует санитарное и техническое состояние платформ.
«Часть наших проектов с применением технологий ИИ специфична и относятся только к железнодорожной отрасли. В то же время РЖД в силу своих масштабов способна быстро внедрять новые технологии, тем самым способствуя развитию рынка ИИ-решений. Чтобы они получили возможность более широкого тиражирования, необходимо их адаптировать под задачи других компаний. Подходы к этому есть. Один из них ― создание индустриальных центров компетенций, которые способствуют кооперации и достижению синергии», ― отметил потенциал взаимодействия с коллегами Евгений Чаркин.
Вернуться назад